Сразу оговорюсь, что статья эта рассчитана на тех, кто лишь задумывается об открытии собственного интернет-магазина, и не знает, с чего начинать. Возможно, некоторые полезные моменты найдут для себя и владельцы уже действующих небольших магазинов. И едва ли что-то полезное будет для тех, кто занимается электронной коммерцией на более-менее серьезном уровне.
Содержание
Один из важнейших этапов. От выбранной тематики зависит стратегия дальнейших действий. Условно можно выделить 2 базовых принципа формирования ассортимента:
C первым пунктом все более-менее понятно: бытовая техника, техника для кухни, мультиварки - вот пример товарных ниш различных уровней. Как определить уровень, на котором нужно начинать работу? Попытайтесь понять, сможете ли вы обеспечить требуемый ассортимент в тематике "Бытовая техника". Для начинающего владельца интернет-магазина это практически невозможно. В сегменте действует несколько крупных игроков федерального уровня, ассортимент которых исчисляется сотнями тысяч позиций. Значит, единственно возможный способ попасть в нишу бытовой техники и электроники - искать такие участки, где представленный крупными компаниями ассортимент недостаточен, и где ваш магазин сможет с ними конкурировать.
Честно говоря, бытовая техника - плохой пример старта для начинающего. Лучше обратить свое внимание на отрасли, которые не характеризуются наличием крупных игроков. По крайней мере, у вас есть шанс стать одним из них и обеспечить свою долю рынка.
Второй подход можно считать противоположностью: мы не ищем аудиторию под определенный товар, а создаем товарное предложение для определенной аудитории. Примеры таких аудиторий:
Хотя принцип здесь схожий: полный охват интересов определенной аудитории потребует колоссальных затрат на поддержание ассортимента и доступен лишь крупным игрокам. Для начинающих лучше всего сосредоточиться на нишевых направлениях, например: одежда для беременных, корм для собак, моющие средства для автомобилей и тп.
Платформа для магазина - программное решение, которое обеспечивает основной функционал, программную среду для разработки магазина. Здесь есть 2 основные философии:
Облачный сервис - пожалуй, лучший способ создать интернет-магазин с минимальными вложениями. Смысл его в том, что вы арендуете уже готовый магазин на сервере компании-разработчика и быстро приводите его в соответствие своим требованиям. Оплата происходит на регулярной основе, но не требует крупных капитальных вложений на старте, что особенно критично для начинающего предпринимателя. Примеры таких сервисов в России:
Каждый сервис по своему хорош и интересен, поэтому не будем рекомендовать что-то особенное. Однако, в Setup имеется возможность купить пожизненную возможность пользоваться сервисом, что достаточно выгодно.
Здесь вы имеете большую свободу в реализации функционала. Однако, вариант с CMS несет в себе массу дополнительных задач и потребует определенной компетенции. С чем вам придется столкнуться:
На тему разработки магазинов можно написать отдельную книгу, так что мы лишь тезисно обозначим основные плюсы и минусы такого подхода.
Плюсы:
Минусы:
Нет единого мнения о том, какая из CMS самая лучшая. Из бесплатных стоит отметить OpenCart, из платных в России наиболее популярен Bitrix от 1С.
При выборе хостинга обращайте внимание на скорость и качество ответов технической поддержки, а также на расположение серверов. Чем ближе сервер к вашей целевой аудитории, тем лучше. Я рекомендую обратить внимание на хостинг Beget - достаточно дружественная техподдержка, адекватные тарифы и множество предустановленных CMS.
Критерии для принятия решения довольно простые. Если вы точно знаете, какой функционал вам нужен, обладаете знаниями в области управления проектами и имеете хороший стартовый капитал, то конечно выбирайте решение на CMS. Во всех остальных случаях самое разумное - облачный сервис. Их возможности удовлетворят потребности начинающего предпринимателя на 100%.
Одна из частых ошибок начинающих интернет-предпринимателей - неправильное распределение ресурсов. Многие думают, что вот сейчас они вложат деньги в разработку магазина и на этом расходы закончатся. Правда в том, что разработка - лишь первый этап. И не самый дорогой. Одна из основных расходных статей, которую вам жизненно необходимо учитывать при открытии интернет-магазина, будет наполнение сайта магазина информацией, или контентом.
Каждая товарная позиция в интернет-магазине потребует, как минимум:
Однако, далеко не для всех товаров допустимо ограничиваться лишь минимальным объемом информации. Еще на этапе открытия вы должны понимать, какие товары будут генерировать основной доход с выручки. На страницах этих товаров крайне желательно разместить:
Одним словом, поставьте себя на место покупателя и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть в его голове. И постарайтесь ответить на них на странице карточки товара. Руководствуясь принципом Паретто, 20% товаров дают 80% выручки. Следовательно, рассчитывайте на каждую 1000 товаров около 200 с полным описанием.
Расценки на наполнение сайта контентом колеблются от 3 до 10 рублей за простейшую карточку товара, то есть с минимальным набором полей. Таким образом, простейшее наполнение магазина с ассортиментом в 1000 единиц может обойтись в сумму до 10000 рублей. Обычно небольшой магазин имеет ассортимент 2-10 тысяч позиций. Дальше считайте сами. Бывают случаи, когда поставщик предоставляет данные в удобном для автоматизированного импорта виде, что может значительно удешевить задачу первичного наполнения интернет-магазина.
Что касается тех 20% товаров, описание которых должно быть подробным и уникальным, то тут затраты будут существенно выше. Одна такая страница будет обходиться вам в 200-300 рублей. В целях экономии вы можете пойти таким путем: первоначальное наполнение сделать для всех товаров минимальным, а затем постепенно готовить качественный контент для наиболее перспективных страниц. Главное, вести эту работу на регулярной основе.
Эта статья затрат чаще всего недооценивается начинающими и неопытными предпринимателями, хотя очевидно, что привлечение целевых посетителей - один из ключевых процессов в работе интернет-магазина. Что нужно сделать для продвижения интернет-магазина? Рассмотрим основные способы привлечения посетителей:
Один из основных источников дешевого трафика. В результате успешной работы ваш магазин будут видеть пользователи в результатах поиска популярных поисковых систем на первых местах по целевым запросам. Простой пример: Ваш магазин продает ноутбуки в Воронеже. Поисковый запрос "ноутбуки воронеж" имеет 4000 показов в месяц по статистике сервиса Яндекс Wordstat. Если ваш сайт будет на первой странице результатов поиска по этому запросу, то теоретически только в Яндексе за месяц его увидят 4000 раз. И это посетители с ярко выраженным намерением купить ноутбук в Воронеже.
Как правило, при продвижении интернет-магазина оперируют сотнями и тысячами поисковых запросов, что в итоге дает внушительную долю трафика. В небольших магазинах доля поискового трафика может достигать 90-95%. Основные поисковики, на которые следует обратить внимание: Яндекс, Google, Mail.
Сколько стоит продвижение интернет-магазина и какие основные этапы работы? Скажем сразу, поисковая оптимизация - процесс очень инертный и не даст большой объем трафика "здесь и сейчас". Более того, даже достигнутый результат не будет длиться вечно, если не вести монотонную работу на постоянной основе. Поэтому самым разумным решением было бы закладывать основу поискового продвижения еще на этапе разработки сайта. В чем это заключается?
Первые четыре пункта можно сделать один раз и периодически, раз в полгода-год, проводить легкую корректировку. Пятый пункт желательно проводить регулярно. Разовая работа по оптимизации среднего по величине магазина может составлять сумму порядка 30 тысяч рублей. Все зависит от количества страниц, с которыми предстоит работа. На закупку ссылок небольшому магазину нужно тратить около 5 тысяч рублей в месяц. Делайте упор не на количество а на качество.
Что в результате? Первый эффект можно будет видеть уже через пару недель, когда сайт магазина попадет в индекс поисковых систем. На какой-то приемлемый уровень сайт выходит в течении полугода-года. И полные обороты набирает в течении 3 лет. Такая вот долгосрочная инвестиция, но оно того стоит.
Принцип действия очень похож на поисковую оптимизацию, но имеет ряд принципиальных отличий. Посетители также привлекаются по целевым поисковым запросам, но эффект наступает незамедлительно и оплата производится за каждый переход на ваш сайт. В моменте стоимость перехода на сайт выше, чем в SEO, поэтому многие начинающие владельцы магазинов скептически относятся к этому инструменту, полагая, что это слишком дорого.
Это большое заблуждение. На самом деле основная ценность контекстной рекламы - возможность получать целевых посетителей уже в первые дни работы интернет-магазина. Если провести простые расчеты и принять во внимание сроки, за которые достигается эффект от SEO, то получается, что соотношение рисков и себестоимости контекстной рекламы на начальном этапе гораздо привлекательнее SEO, особенно в современных реалиях. Кроме того, можно в очень сжатые сроки на практике оценить, эффективны ли выбранные поисковые запросы.
При работе с контекстной рекламой на первый план выходит необходимость более тщательных экономических расчетов и работа над способностью сайта превращать целевых посетителей в покупателей. Рекомендую начинать именно с этого способа рекламы и параллельно вести работу по поисковой оптимизации интернет-магазина.
На рынке существуют сервисы, которые объединяют товарный ассортимент многих магазинов. Самый яркий пример - Яндекс Маркет. На его страницах публикуются сотни тысяч, если не миллионы товаров, а дневная аудитория исчисляется сотнями тысяч человек. Другие похожие сервисы: Товары Mail.ru, Пульс Цен, Tiu. Для выгрузки ваших товаров необходимо сформировать файл специального формата. Оплата в разных сервисах либо за клик, либо за период размещения. Здесь важно оценивать эффективность источника с помощью статистики.
Еще один хороший способ повышения продаж: партнерские программы с оплатой за результат. Тут все просто шикарно: определяете, какой процент с продажи товара вы готовы отдать партнерам и получаете мощный поток трафика от сотен вебмастеров. К сожалению, этот способ актуален только для магазинов, которые уже имеют хорошую посещаемость и уровень конверсии. Как правило, в системы берут сайты с посещаемостью от 1000 человек в день.
Основная ценность интернет-магазина с точки зрения покупателя - доставка товара. От скорости и предсказуемости доставки во многом зависит доля повторных заказов. Отнеситесь к процессу серьезно и старайтесь не допускать недовольства покупателей. На начальном этапе, скорее всего, вы будете развозить заказы самостоятельно, а на будущее разумным решением будет заключить договор с одной из компаний, специализирующейся на логистике для интернет-магазинов. Например, IML.
Второй по счету, но не по важности, вопрос, связанный с логистикой - склад. Начинающие предприниматели обычно работают совсем без склада. Они принимают заказ, едут к поставщику, забирают товар и отвозят его покупателю. Либо работают вовсе по схеме "dropshipping", то есть после получения заказа и приема денежных средств заказывают на адрес покупателя товар из зарубежного интернет-магазина.
Такая схема имеет право на жизнь, но до определенного уровня. В процессе роста интернет-магазина вы столкнетесь с необходимостью держать часть товаров на складе, чтобы уменьшить время доставки и получить тем самым дополнительное конкурентное преимущество. С другой стороны, товар на складе требует больших денежных резервов, что далеко не всегда под силу малому бизнесу. Выход - в использовании комбинированного подхода: 10-20% ассортимента держим на складе (самые ходовые товары), остальное - возим под заказ.
На сегодня в России более 98% платежей совершаются либо наличными курьеру при получении товара, либо оплата картой через терминал, также в момент получения товара. Я рекомендую, тем не менее, не пренебрегать остальными способами, и дать пользователю возможность заплатить так, как ему удобно, даже если это для вас менее выгодно. Довольный клиент может стать постоянным и вы в любом случае получите свою прибыль, просто чуть позже. В среднем комиссия при приеме платежей с банковских карт или других платежных средств составляет 2%.
Вопрос более, чем серьезный, и не имеет универсальных решений. Специалистом в области бухучета я не являюсь, поэтому дам лишь несколько общих рекомендаций. На начальном этапе стоит поискать бухгалтера на аутсорсинге и уже с ним обсудить детали. Выбираемая схема налогообложения зависит от характера товаров, поставщиков, добавленной стоимости и способа оплаты. В процессе роста наймете отдельного человека, который сможет заняться организацией этого процесса, главным образом его автоматизацией.
Итак, интернет-магазин - перспективное направление бизнеса, которое можно начать, имея стартовый капитал порядка 100 000 рублей. Один из важнейших этапов - правильный выбор ниши. От него зависит динамика вашего роста и вообще перспективы на рынке. При разработке сайта не забывайте о том, что значительных расходов потребует наполнение сайта и его продвижение. Порядок действий примерно такой:
Со своей стороны могу помочь с проектированием, разработкой и продвижением сайта. Присылайте выбранную тематику и географию охвата на почту mail@media20.ru и посмотрим, что можно сделать. Желаю удачи! На прощание очень рекомендую посмотреть видео семинар основателя одного из крупнейших интернет-магазинов России Е96 Бориса Лепинских: